Бессмертная душа

К сожалению, ее авторы иллюстрируют аналитический метод, применяя его не к точным рассуждениям, а к проблеме бессмертия души и давая вместо показа точного рассуждения картину иллюзорного, неправильного псевдообоснования. А именно, желая показать при помощи этого метода, что душа бессмертна, они прежде всего формулируют то, что несомненно и якобы в силу очевидности известно о душе: именно что она является мыслящей субстанцией. Далее, утверждают вновь с мнимой очевидностью, что мышление не является свойством протяженной субстанции, поскольку можно представить нечто мыслящее, не имеющее никаких свойств протяженной субстанции — таких, как длина, форма и другие. Из двух вышеприведенных утверждений далее, мол, следует, что мыслящая субстанция и протяженная субстанция — это разные вещи, следовательно, распад одной из них, протяженной, имеющей части, не может повлечь за собой распада другой, мыслящей, не имеющей частей. Душа, таким образом, не погибает вместе с телом, является неуничтожимой.

Критически мыслящий читатель не отнесет явные погрешности этого иллюзорного рассуждения на счет аналитического метода как такового. На самом деле он имеет определенные преимущества перед синтетическим методом при поисках неизвестного ответа на данный вопрос, поскольку, ‘пользуясь аналитическим методом, начинают исследование с констатации известных свойств изучаемого предмета и от них переходят к его неизвестным свойствам. Поэтому он справедливо может быть назван — и так его называют наши авторы — методом исследования независима от того, является ли он одновременно методом доказательства. Напротив, синтетический метод, начинающий с утверждений,, которые стоят в отдаленной связи с изучаемым предметом, является хорошим способом изложения доказательства для тех, кто предварительно познал эту связь, открыв ее предварительна то ли аналитическим методом, то ли испытывая наугад разные возможности, то ли случайно, то ли каким-либо иным способом.