Благополучие друзей

Сам Аристотель признает, что Сократ практиковал общие определения. И действительно, это отразилось на многих местах диалогов Платона и работах Ксенофонта. Вот примеры: «Набожное — это то, что имеет отношение к служению богам», «Зависть — это огорчение благополучием друзей», «Четное — это число, делящееся на две равные части», «Солнце… самое яркое из небесных светил, вращающихся вокруг Земли». По крайней мере в трех первых заметна структура, соответствующая более позднему школьному правилу построения определения через «ближайшие род и видовое различие». Более того, у Платона встречается термин «различие» в связи со строением определения, а также в отдельном случае говорится, что то, что определено, понимается как «часть» чего-то более общего, с указанием того, какая именно часть. Однако общая схема определения отсутствует.

Первичными в первом смысле назывались числа — очевидно, целые и простые,— не являющиеся произведениями других чисел, первичными во втором смысле — не являющиеся суммами других чисел; при этом нужно помнить, что единицы принимались не за числа, а лишь за составной элемент чисел. Далее, у Стагирита имеется термин «видовое различие», а также рекомендация не перескакивать через роды или не подводить definiendum под род более общий, чем тот, под который его можно подвести. У Аристотеля имеются также различные негативные указания, касающиеся построения определений. Обратим внимание на те из них, которые вытекают из требования определять только с помощью того, что является «первичным» и «более известным», а мы знаем, что, по Аристотелю, такой характеристики заслуживает более общее, ибо здесь идет речь о том, что является первичным и более известным по природе, а не для того или иного индивида. А если так, то отвергаются всякие определения, выполненные путем отнесения к тому, что является соотносительным с определяемым, например определение добра через отнесение к злу или определение нечетности через четность, рассуждение о том, что нечетное — это большее четного на единицу. Мы полагаем, что эти оговорки носят излишне ограничительный характер.