Каноника исключающей индукции

И далее, уже при изложении самих принципов индукции, делаются предостережения, что нечто может оказаться не причиной, а частью причины и т. п. Одним словом, лежащая в основе принципов Милля концепция причинности настолько неясна, что вся его каноника исключающей индукции в кругах компетентных логиков справедливо считается весьма неточным эскизом.

Она утверждает, что, пытаясь реализовать принцип единственного сходства, мы никогда не сумеем-изменить исследуемый предмет в разных отношениях, за исключением единственного, в особенности никогда не сумеем изменить все обстоятельства, в которых мы многократно наблюдаем исследуемый предмет; так, например, всегда наши наблюдения происходят на земном шаре и в границах определенного отрезка времени. С другой стороны, мы никогда не сумеем найти два случая, которые бы отличались только в одном отношении, кроме того, что исследуемый предмет в одном случае обладает данным свойством, а в другом случае не обладает им. Ибо всегда при этом изменяется хотя бы время или место, а вдобавок и еще что-либо. Следовательно, мы никогда не достигаем полного исключения всех свойств» исключение которых необходимо для действительного обоснования обобщения путем исключающей индукции. Она приводит к более или менее успешному результату только в случаях относительно изолированных систем и когда на основе предшествующего опыта уже известно, что нашему А сопутствует какая-то одна, и только одна, из нескольких четко указанных возможностей В, С, D , и остается только определить, какая именно из них.