Логические сочинения Аристотеля

Логические сочинения Аристотеля трудно также переоценить и с точки зрения их важности, значительности для последующего времени. Сотни и даже тысячи лет «пережевывали» его идеи.

Но можно ли ныне учиться логике у Аристотеля? Логика ушла вперед, и ее следует изучать по современным публикациям. После такого изучения ничего нового и важного у Аристотеля нешайти. Однако для лиц, сведущих в современной логике, чтение его работ очень интересно и полезно и позволяет почерпнуть множество ценных наблюдений, примеров, деталей, проблем. Там в изобилии встречаются меткие мысли и замечательные высказывания.

После Аристотеля следующий этап в истории дедуктивной логики представляют труды и достижения логики стоиков, выразителем которой на ступени ее зрелости и синтеза был Хризипп. В те времена говорили, что если бы боги обладали логикой, то это была бы логика Хризиппа. К сожалению, все сочинения этого, пожалуй самого плодовитого философа греческой античности погибли, как, впрочем, и сочинения его предшественников, о которых будет идти речь ниже. Сохранились лишь упоминания о его работах у более поздних авторов, и по этим следам филологи воссоздают историю творцов диалектики. Эти исследования и у них служили искусству диалектики, или искусству вести спекулятивные беседы, которому с особым усердием отдавались корифеи идущей от Сократа мегарской школы, относясь к нему как к своего рода искусству для искусства. Своеобразному стилю этой школы положил начало ученик Сократа Евклид Мегарский. В других направлениях глубоко новаторскую деятельность Сократа продолжили другие его ученики: Платон, Антисфен, Аристипп. Они уделяли главное внимание проблемам жизненной мудрости. В Мегарах же возникла среда мыслителей, владеющих искусством пытливой беседы, искателей трудностей, тонкостей, парадоксальных приемов. На этом пути им удалось сформулировать положения, касающиеся весьма сложных логических проблем.