Модифицированное значение

С такой систематизацией различных точек зрения на вопрос о существовании универсалий соперничает близкое, но не идентичное ей противопоставление основных точек зрения на ту же проблему, полученное при использовании тех же терминов, но в их модифицированном значении. В этом случае под реализмом понимается признание существования как общих объектов, так и общих понятий и общих имен, тогда как под концептуализмом понимается доктрина, признающая существование только общих понятий и общих имен, а под номинализмом — допущение лишь общих имен. Ход же исторического спора об универсалиях привел к тому, что крайний реализм, умеренный реализм и умеренный номинализм стали характеризоваться при помощи трех формул: universalia ante гегп , universalia in re, universalia post rem. И была сделана попытка как-то примирить эти точки зрения путем соответствующей интерпретации названных формул: первая якобы утверждает наличие, например, «человека вообще» в замыслах творца перед сотворением первого человека, вторая — что этот «человек вообще» содержится в каждом человеке, третья говорит о существовании понятия «человек вообще» в мыслях тех, кто наблюдает людей и видит в них общую для них человечность.

Уже вышеупомянутая попытка свидетельствует о том, что этот знаменитый спор об универсалиях переплетался с теологическими спекуляциями. Это происходило постоянно и в весьма яркой, форме, ибо церковь заняла в этом споре определенную позицию, высказавшись в пользу умеренного реализма. Эта позиция более всего отвечала содержанию догматов и вместе с тем утвердившейся интерпретации взглядов Аристотеля, учение, которого теологи объединили в гармоническое, по их мнению, цебе с содержанием якобы выраженного в догматах откровениям Философско-религиозная система Фомы Аквинского считалась в этих кругах высшим достижением на пути осуществления упомянутого синтеза.