Область проблем

Была выделена известная область проблем в качестве сферы, относящейся к вере, остальное было оставлено разуму. При этом считалось, что между разумом и верой по самой природе вещей существует согласие, а всякое несогласие может быть только кажущимся и со временем всегда будет выяснено, следовательно, беспокоиться из-за таких случаев нет оснований. На практике и в дальнейших следствиях такое разграничение приводило к полной самостоятельности разума во всех вопросах. Оно позволяло внутренне независимым исследователям избежать репрессий со стороны общественных сил, заинтересованных в поддержании религиозных предрассудков.

Ренэ Декарт провозгласил именно такую двойственную, двусмысленную, компромиссную доктрину, признающую в принципе все содержание веры католической церкви и в то же время не отступающую от исследования всего, что только поддается исследованию, как если бы разум имел право изучать все по-своему. Что в декларациях Декарта представляет искреннее исповедание религиозной веры, а что является только защитной маской, это не очень ясно. Было бы, однако, слишком смелым предполагать, что он принадлежал к полностью свободным умам. Его способ решения проблемы отношения духа к материи гармонизировал с половинчатостью в понимании отношения религии к науке, а именно Декарт признавал существование как материальной субстанции, так и неидентичной ей духовной субстанции. Однако он считал, что все относящееся к материальному миру, а следовательно, rte только «мертвые» тела, но и живые существа подчиняются общим законам механики, при помощи которых следует пытаться объяснить все входящее в эту область. Таким образом, в конечном счете этот дуалист стал фактическим зачинателем механистического материализма, и это не единственный большой парадокс картезианства.