Онтологический закон

формулировка принципа противоречия

Онтологический закон противоречия. Наиболее полно Аристотель выразил онтологический тезис в следующих словах: «Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же смысле». В духе автора были бы такие примеры: ни одна вещь не может быть вместе хорошей и плохой, ни одна вещь не может быть вместе белой и небелой и т. п. Проблематично, является ли эта формулировка принципа противоречия, в которой мы хотели бы видеть словесное выражение следующей формулы исчисления имен: Пав, в понимании автора существенно свободной от отнесения ко времени. Что именно хотел сказать Аристотель словечком «вместе»? Есть ли это лишь знак конъюнкции, эквивалентный «и», или он, кроме того, содержит и обозначение одновременности? Можно предположить, что Аристотель хотел сказать также и это, хотел подчеркнуть, что никакой предмет не может и обладать, и не обладать данным свойством одновременно, в одно и то же время, и что он имел в виду предметы, которые остаются самими собой, изменяясь во времени®, как, например, каждый человек. Если так, то в таком случае приведенная выше формула не соответствовала бы строго высказыванию Аристотеля. Скорее она получилась бы при помощи определенной модификации понятия вещи. А именно если под данной вещью понимать, например, человека в данный отрезок времени, например в такой-то день, а под свойством, которым он обладает, понимать свойство, присущее ему в течение всего этого отрезка времени, то в таком случае становится излишним упоминание, что данный предмет не может одновременно обладать и не обладать данным свойством, поскольку занимаемое им время уже однозначно определено указанием именно на то, каков этот предмет. В таком случае достаточно понимать «вместе» как «и» в смысле знака конъюнкции.