Отвлеченные положения

В различных книгах и статьях встречается утверждение, что «Логика» Пор-Рояля и ныне еще пригодна для чтения, хотя и появилась достаточно давно, в 1662 году. Действительно, она богата примерами нового подхода к старой тематике, новыми — по сравнению с прежними учебниками логики — концепциями, остроумными и удачно подобранными примерами и способами рельефного выражения отвлеченных положений. Название этого произведения, опубликованного анонимно на французском языке, гласит: «La Logique ou l’Art de Pepser, contenant, outreles Regies communes, plusieurs Observations nouvelles, propresa former le Jugement» . Авторы этого компендиума, Антуан Арно и Пьер Николь, принадлежали к секте янсенитов и вместе с тем в определенных, важных для логики отношениях, к последователям теории познания методологии и общей теории научно познаваемой действительности Декарта. Большинство новых компонентов их логики объясняется именно этими чертами их позиции

Содержание картезианства сформировалось в период борьбы между религиозной верой и светским разумом. В период господства теологии поборники веры требовали признания ее поучений, ссылаясь при этом на откровение. Однако в их понимании это была «tides quaerens intellectum» , вера, ищущая путь к разуму. Предполагалось, что разум может объяснить тайны веры и обосновать догматы разумным путем независимо от откровения. В общем же научное знание должно было быть своего рода служанкой мнимого знания откровения. Ныне для современно образованного человека ясно, что нет иного источника знания, кроме источников, достижимых на пути светского исследования, так что проблема отношения веры к разуму перестала быть актуальной. Между первой и второй из этих эпох Западная Европа пережила переходный период, период поисков какого-либо кондоминиума веры и разума.