Перечень видов ошибок

От Аристотеля берет свое происхождение перечень видов ошибок в аргументации и их классификация. Исходным пунктом служат обманные приемы, к которым прибегают люди, ведущие софистические споры, где не гнушаются никакими способами обмана противника. Они подразделяются на ошибки речи и ошибки, не являющиеся ошибками речи. Среди первых различаются шесть видов. Это fallaciae: 1) aequivocationis, 2) ambiguitatis, 3) compositions, 4) di visionis, 5) accentus, 6) figurae dictionis. К 1) — некто ошибочно усматривает противоречие в высказывании «больной здоров», ибо подставляет значение термина «больной» как «сейчас больной» вместо значения «ранее больной». К 2) — некто ошибочно рассуждает: «То, что он видит, хорошо видит, а следовательно, колонна хорошо видит», рассматривая ближайший предмет в качестве субъекта. К 3) — некто безосновательно усматривает противоречие в высказывании «может непишущий писать», соединяя воедино два последних термина, в то время как имеется в виду, что непишущий может писать. К 4) — некто из высказывания «пять — это два и три» делает ошибочный вывод, что большее равно меньшему и, кроме того, равно еще чему-то, ибо не соединяет воедино слова «два и три». К 5) — ошибки от смешения слов с различным значением, которые отличаются друг от друга только ударением. К 6) — недоразумение может проистекать из того, что некто употребляет существительное мужского рода для обозначения предмета женского рода или глагол в активной форме для обозначения пассивного состояния и т. п. Среди второго же типа ошибок различаются семь видов. Это fallaciae: a) accident is, b) secundum quid et simpliciter, c) ignorantia elenchi, d) petitio principii, e) consequentis, f) propter non causam ut causam, g) plurium interrogationum ut unius. К a) — «Кориск не есть Сократ, но Сократ — человек, следовательно, Кориск не есть человек»; такое рассуждение, по Аристотелю, было бы ошибочным, ибо то, что справедливо по отношению к признаку, здесь отнесено к самому предмету. К Ь) — «То, что не существует,— есть, ибо оно есть предмет мысли»; по Аристотелю,— ошибка, ибо здесь просто «есть» отождествлено с «есть» по отношению к чему-то. К с) — такую ошибку допускает тот, кто не понимает, как следует надлежащим образом опровергать выдвинутые возражения. К d) — такую ошибку совершает тот, кто для доказательства данного положения берет его в качестве посылки доказательства. К е) — здесь опровергается ошибка в форме неправильной транспозиции : ведь из того, что у больного лихорадкой жар, не следует, что всякий, у кого жар, болен лихорадкой. Подобную ошибку, по Аристотелю, допускает Мелисс, утверждая, что если вселенная не возникла из чего-либо, то она не имеет начала. Ведь в этом рассуждении принимается, что то, что не возникло, не имеет начала, а это положение было получено путем неправильной транспозиции справедливого положения, гласящего, что то, что не имеет начала, не возникло. К 0 — ошибка, если в качестве причины приводится то, что ею не является. К g) — иллюзия возникает, когда более чем один вопрос формулируется таким образом, как если бы он был один. Например, некто спрашивает, является ли Л и В человеком? Если да, говорит оппонент, то в этом случае тот, кто бьет обоих, бьет человека, а не людей.