Представители науки

система могла вести к пантеизму

Деятельность многих выдающихся представителей науки того времени протекала в различных странах, далеких от их родины. Так было с Ансельмом Кентерберийским, Фомой Аквинским, Вильямом Оккамом, о которых упоминается в этих лекциях, так было и со многими другими. Итак, для платоника Скотта именно универсалии — или платоновские идеи — существуют в полном смысле этого слова, а индивидуальные предметы выступают как нечто вторичное, производное, второстепенное. Это не могло быть принято официальной теологией, ибо… подрывало веру в личное существование божественной троицы. Более того, в своем последовательном развитии эта система могла вести к пантеизму, или отождествлению бога с миром. Поэтому она была осуждена и отвергнута церковью, и после этого аристотелевский реализм католической теологии подвергался мощным атакам уже только со стороны номинализма.

Довольно рано это направление выступило в своей крайней форме. Беренгар Турский, человек, сведущий в медицине и, следовательно, обладавший некоторыми естественнонаучными познаниями, не ограничивался тем, что приписывал существование лишь индивидуальным предметам, но и считал, кроме того, что эти индивидуальные предметы, чувственно воспринимаемые субстанции, различаются лишь постольку, поскольку имеют разные части. Понятно, какую большую опасность представлял этот тезис для догмата о превращении хлеба и вина в тело и кровь Христа в таинстве причастия. Был и еще некий врач, который, как говорили, выдвинул номиналистические положения до Росцелина, главного защитника этой точки зрения. Росцелин из Компьена настолько решительно отстаивал тезис об исключительном существовании индивидуальных предметов, что отказывал в существовании даже их частям, которые выделяются в них разумом.