Проблема постоянства

Подобно этому, еще до Аристотеля интересовались проблемой постоянства объектов познания. Существовал упорный предрассудок, что прочную истину дает только утверждение о постоянном, неизменном объеме. Отсюда — поиски таких объектов познания, которые не изменялись бы во времени и о которых поэтому можно было бы сказать, что они остаются независимыми от течения времени. Платон усматривал такие объекты в универсалиях, в признаках, выделенных путем абстрагирования, в таких объектах математики, как числа, геометрические фигуры. Мысль Платона вращалась, следовательно, вокруг проблемы тождества, но в смысле неизменности во времени, а не в смысле тождества, которым интересуется формальная логика: ведь в утверждениях этой науки не говорится ни о каких временных отношениях.

Аристотель в этом отношении не ввел ничего нового. У него просто отсутствует логический принцип тождества и в области исчисления имен, и в области исчисления высказываний, хотя его система целиком гармонировала бы с обоими этими законами. У него же имеется близкий по содержанию тезис, гласящий, что все истинное должно быть согласно во всех отношениях с самим собой.

Закон противоречия он утверждает решительно и определенно, высказывая, впрочем, несколько различных принципов, что было •отмечено уже достаточно давно. Точку над Ф в анализе выводов

Аристотеля относительно закона противоречия поставил Лукасевич. Среди положений Стагирита он различает онтологическое, касающееся вещей, логическое, касающееся утверждений, и психологическое, касающееся убеждений.