Прогрессивные силы

С официальным реализмом церкви прогрессивные силы вели борьбу, выступая под знаменем номцнализма. В период средневековья номинализм был вообще орудием критики теологических суеверий и химер, и, между прочим, жизненной основой критики была та борьба за первенство, которую светские монархи вели с папской властью, а еще более глубокой основой была борьба широких слоев бедных людей о богатыми, а следовательно, и с богатым клером. Поэтому не.’удивительно, что именно францисканец, монах из ордена, пытавшегося выступать в качестве представителя бедных, Вильям Оккам, монах, который укрылся от папского правосудия за щит короля, стал выразителем номинализма в его наиболее совершенной форме.

Первый сильный удар по аристотелевскому реализму был нанесен справа, если считать, что это место занимает крайний реализм, а номиналистические течения являются левыми. Иоанн, прозванный Скоттом, выступил с философско-религиозной системой в духе неоплатонизма. Это был человек для того времени высокообразованный, знакомый с различными доступными по тому времени греческими и латинскими текстами, воспитанный в интеллектуальной среде. Так как бедствия миграции народов пощадили Британские острова, то в период раннего средневековья лишь на этих островах спокойно процветала монастырская наука. Однако потом деятельность Иоанна Скотта протекала в Париже, где тогдашние монархи стремились собрать вокруг себя высокообразованных людей, чего в общем они и добились. Следует вспомнить, что Западная Европа в эпоху средневековья, в эпоху единства церкви, в период господства теологии и схоластики была в известной степени духовно и до определенной степени организационно единой.