Создание трудностей

Излишне добавлять, что такое взаимное создание трудностей вполне отвечает задачам и учебного спора. Итак, Аристотель советует как бы подходить издалека, аргументируя при помощи посылок, связь которых с атакуемым положением не сразу видна тому, кто его защищает; а если вывод предполагается получить из определенных посылок, не оглашать их сразу самих по себе а перемежать с другими выводами. Когда же, наконец, все вспомогательные положения будут выдвинуты, надлежит сделать решающее заключение, вытекающее из всех этих положений, но сделать его так, чтобы противник, не поняв сразу хода рассуждений, вынужден был спросить: «Почему? Подольше держать оппонента в неведении относительно своих замыслов, а его вызывать на то, чтобы он сам обнаружил свои намерения. Все это годится для того, чтобы привести положение противника к абсурду, а ведь это наряду с отыскиванием противоположных примеров является основным способом опровержения оспариваемых общих положений. Если кто-либо утверждает, например, что идеи находятся в нас, а под идеей понимает во всяком случае нечто неподвижное, то это утверждение можно опровергнуть, говоря, что находящееся в нас движется, поскольку мы сами движемся. Неплохо время от времени ставить возражения самому себе, создавая тем самым впечатление добросовестности, ибо необходимо помнить, что оппонент не питает доверия к тому, кто кажется недобросовестным. Рекомендуется говорить, что нечто известно всем и признано всеми, ибо люди часто не имеют смелости оспаривать такие утверждения. Высказывать важнейшие положения в конце, ибо противник обычно полагает, что самое важное высказывается сразу, и поэтому расходует аргументацию на борьбу с чем-то второстепенным.