Теологические доктрины

Чем был янсенизм? Он был чем-то наподобие протестантизма внутри католической церкви. Он зародился во Фландрии, в Лувенском университете, где уже в XVI веке, в период общего расцвета Возрождения, вспыхнул протест против схоластики. Он выражался, между прочим, в нападках на чрезмерное интеллектуализирование религии, которая должна простым и понятным образом обращаться к сердцу и воле, а не перерождаться в умничающую и полную логических хитросплетений систему призрачных, в конечном счете теологических доктрин. Продолжателем этих настроений стал Корнелий Янсений, теолог и в конце жизни епископ, автор работы «August nus, seu doctrina S. Augustini…» Как говорит само название, она выражала поворот к взглядам Августина, что соединялось с отрицанием рационализма и Аристотеля вместе с его логикой. Янсений убеждал мыслителей отказаться от чисто познавательных интересов, например в отношении к природе, как отвлекающих от самого важного, от заботы о душе и ее спасении. А помощи в этом он искал не в зыбких доводах ложной людской мудрости, а в милости божьей, единственно прочной гарантии спасения. В этом последнем пункте он сходился с Кальвином. Однако он отличался от него признанием — снова по примеру Августина, автора работы «О царстве божьем» — организационного единства христианства. Поэтому у него никогда не было намерения отделиться от церкви. Так в рамках церкви возникла как бы внутренняя, сильно оппозиционная реформация®. Против нее на ристалище выступили иезуиты, и в конце концов дело дошло до того, что во Франции, где янсенизм прижился и разросся, монастырь янсенитов был разрушен, и после нескольких десятилетий процветания секта сошла на нет.